Русское северное сафари 2 (Белое море, поселок Чкаловский моря). 17.07.2003 - 31.07.2003

Пару лет назад мы съездили на русские северные моря - Белое и Баренцево. Отчет можно увидеть здесь. Нам так понравился русский север, что в этом году решили повторить поездку. Но теперь поехали только на Белое море, на базу Питерского клуба "Тритон". Их сайт с подробным описанием базы и мест для рыбалки и нырялки находится здесь. Выехали двумя машинами (Волга и Хундай Сантафе) в составе Сергея Солдатова, Кости Синицина, двух Вованов Кондратьевых (старшего и младшего) и меня. Было пройдено 4000 км. Причем (это впервые за все наши поездки) мы не заплатили ни одного штрафа. Встречки всегда предупреждали о засадах.

Замечу, что с самого начала поездка как-то не складывалась. Сначала у меня потек радиатор на Патруле и мы поехали на "Волге" моего друга Сергея Солдатова. Потом , прямо накануне поездки я сломал палец на ноге. По дороге в Вологду у Сереги залип термостат в двигателе. Поэтому в Вологде ремонтировались. В Вытегре Серега простудился и на Соловках ходил с температурой, а потом получил небольшую баротравму из-за совершенно заложенного носа. В Чкаловском меня какая-то зараза укусила за веко, глаз распух и 2 дня я под воду не ходил. Водолазный бот, который должен был вывозить нас в море, сломался на 2 день нырялки - прогорела гильза первого цилиндра. Бот, который выписали нам на замену, был просто непреспособлен к нырялке - с очень высокими бортами и грязный. Мы всю снарягу перепачкали в мазуте и масле. Более того, в первый же день у мего отвалился гребной вал. Его кое-как приварили, но он все равно вываливался каждый день. Но об этом ниже. В добавок, я забыл дома бокс для подводной съемки, так что все фотографии - только сухопутные:)

И все-таки поездка удалась. Ну, может быть, кроме нырялки. Была отличная рыбалка. Мы посмотрели Соловецкие острова, а также Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Полностью объехали вокруг Онежского озера. Познакомились с новыми хорошими людьми.
По деньгам поезка получилась достаточно бюджетная - за все-провсе, включая нырялку и бензин - около 400 долларов с человека. Это за 2 полных недели и при том, что мы себе ни в чем не отказывали (ну это как всегда:))

Треки и маршрутные точки в формате mapsource можно забрать здесь.

Маршрут в окрестностях Чкаловского

17.07.03 Москва - Вытегра

В прошлый раз мы ехали на Белое море по ленинградке, уходя на трассу М18 через Лодейное поле. На этот раз решили пройти через Ярославль, Вологду, Вытегру и Пудож. А далее на Медвежегорск и на М18. Встретились в 7 утра на Ярославке, недалеко от МКАД, и вечером были в Вытегре. От Вологды до Вытегры построена новая федеральная трасса "Вологда". Дорога близка к идеалу - ровная и прямая, как стрела. И совсем пустая. Ехать по ней одно удовольствие.
Серега очень трепетно относился к свое машине и всю дорогу рулил сам. Так что мне было ехать и штурманить замечательно, с пивком :). А сзади шел жЫп сопровождения Кости. До Вытегры пошли без приключений. Посмотрели шлюз на Волго-Балтийском канале, поужинали в местном кабачке и завалились спать в гостиницу. Стоимость двухместного номера с душем - 400 рублей.
Шлюз в Вытегре
У гостиницы

18.07.03 Вытегра - Кемь

На следущее утро выехали в Кемь. Автобан Вытегра-Пудож закончился километрах в 30 от Вытегры. И начался 30 километровый участок грейдера. Об этой дороге в сети (на автору и сайте К2000) задают достаточно много вопросов. Отвечаю - грейдер легко проходим легковой машиной. Наша перегруженная Волга прошла по нему без каких-либо проблем. Даже в проливной дождь, который внезапно начался, полил минут 40, и также внезапно кончился. Более того, дорогу интенсивно строят. И, если дело пойдет такими же темпами, то грейдера не будет уже месяцев через 5. Далее, до Медвежьегорска идет новая хорошая дорога. Местами ее расширяют и снова попадаются грейдерные участки. Но их немного.
В Медвежьегорске трасса выходит на М18 и далее все просто - тапку в пол и вперед.
В Кеми остановились на ночь в мотеле "Причал". От него ежедневно в 9 утра выходит теплоход на Соловки. Время в пути около 2.5 часов. Стоимость проезда 250р. с человека в 1 конец. Несколько слов о "Причале" - сделано все добротно, с претензией на евроремонт. Но недешево - двухместный номер - около 800 рублей. Поужинать в ихней кафушке - около 300 рублей на человека (без спиртного). Что поделать - монополисты :).

Возле поворота на Кемь - не видите ли некоторую странность в одежде Вована-старшего? Поясняю - по-дороге остановились у какого-то шалмана купить воблы. Вова вышел, купил рыбку, и перед тем, как садиться в машишу, снял шлепанцы, сел и поехал. По-видимому, решил, что в дом входит. А шлепки в прихожей оставил :)
Кемь
Мотель "Причал"

19.07.03 - 20.07.03 Соловецкие острова

Итак, утром 19 августа мы вышли на пароходе от Кеми до Большого Соловецкого острова. Никогда не догадаетесь, как называется пароход :)
Косяков - это пять!
Приехал, сразу стали искать место ночлега. Замечу, что остров очень большой и за 1 день осмотреть его нереально. Сразу сунулись в местную гостиницу, принадлежащую тому же "Причалу". Там нас обломали, сказав, что ночь обойдется нашей компании в 260 евро. Совсем стыд потеряли:)
Поэтому на ночь мы остановились в местной
школе за 100 рублей за всех :). Учитель, я знал, но забыл!
Как я говорил, остров очень большой. Пешком обойти все нереально. Но у пристани дают напрокат (очень задорого) велосипеды. Мы же поступили проще - наняли "буханку" по тарифу 330 рублей/час. И все прекрасно осмотрели.
Не буду здесь давать никакие описания острова, только фоторгафии. Приведу лишь ссылку на отличный сайт об
архипелаге

Схема Соловков - отсканированная салфетка из ресторана "Соловецкая изба"
Переговорный камень
Монахи умели себя защищать
Обратно в Кемь

20.07.03 - 28.07.03 Белое море. Поселок Чкаловский

Итак, поздно вечером 20 августа мы добрались до цели нашего путешествия - поселка Чкаловский. Раньше это был достаточно крупный и промышленный поселок - здесь добывали шпаты и слюду, было развито промышленное рыболовство. Сейчас же все заброшено, и поселок медленно умирает. Осталась лишь одна небольшая каменоломня по добыче ценного отделочного камня.
Может быть, возрождение поселка принесет туризм, охота и рыбалка. Сейчас там построена достаточно комфортабельная
гостиница.

Мы же остановились не в ней - уж больно кусачие цены, а разбили лагерь прямо в поселке, на берегу моря.
Вид на залив
Остров Кишкин 2
Сухая скала
В центре - Михалыч

Несколько позднее в поселок приехали подводники из Таллинна (Эстония)
Наши эстонские друзья (фото А.Андреева, Таллинн)
Андрей. Ностальгия по...
Готовим ужин

В планах стояло половить рыбку и понырять. Половить рыбку получилось на отлично, а вот с нырялкой были проблемы.

Рыбалка удалась (моим друзьям Ольге и Игорю - завидуйте!)

Рыбу (горбушу) ловили на реке Кереть. В это время горбуша шла на нерест вверх по порогам. Там ее и блеснили. А потом ели (с водовкой).
Кереть 1
Пожиратели икры
Еще улов
И еще

В море же ловили треску на удочку и били из подводного ружья зубатку. Здесь основным специалистом был Костя.
Вовка с добычей
На гарпуне - зубатка
Зубатка фас (фото А.Андреева, Таллинн)
Зубатка профиль (фото А.Андреева, Таллинн)
Добыча. Треска и зубатка

Нырялка (на троечку с натяжкой)

Не удалась нырялка из-за поломки бота, на котором мы выходили в море. На второй день у дизеля прогорела гильза 1 цилиндра, и нас дотащили до базы на буксире. Правда, на следующий день нам подогнали еще один бот. Но это было нечто ужасное и неприспособленное к погружениям. Высокие борта, с которых приходилось прыгать на палубу после погружения. Учитывая, что моя снаряга весит в сумме около 40кг и сломанный палец на ноге - это было невесело. Весь бот был перепачкан мазутом и мы вымазали все наше очень недешевое снаряжение. И самое главное - в первый же день у бота отвалился гребной вал. Его кое как присобачили и дошли до базы. На следующий день вал отвалился снова. Через разбитый сальник вала внутрь поступала вода. Ее приходилось постоянно откачивать. А один раз мы пошли в море вместе с рыбаками. И повезли нас не туда, где интересно погружаться, а где лучше клюет. Смотреть там под водой было не на чего, так что день можно считать потерянным.

Итак, из семи погружений, которыя я сделал на Белом море, только 3 были в интересных местах - это "Сухая скала", "Картеш" и "остров Сидоров". Остальные 4 - в совершенно отстойных местах. И мы не видели самого интересного - ни "грота", ни "луду черемшину", ни "борщевца".

У нас создалось такое впечатление, что основное внимание там уделяется рыбакам и охотникам, а дайвинг стоит на 3 месте. Хотя места есть просто изумительные. Хотя бы та же "сухая скала" с огромными плантациями актиний. Или "остров Сидоров" с его мягкими кораллами. Мне думается, что туда следует приезжать совершенно независимо - со своим зодиаком и своим компрессором. Тогда можно жить на любом из островов, где есть пресная вода (Оленией, например) и ходить под воду в самых интересных местах. Тем более, что координаты их известны. Может, на будущий год так и поступим.

Бот, у которого постоянно вываливался гребной вал
Я есть
Костя
И на вахте, глядя вперед...
Серега
Серега в воде
Карьер 1
Карьер 2

Мы даже уехали домой на 2 дня раньше срока.

26.07.03 - 28.07.03 Чкаловский - Вытегра - Кириллов - Москва

Кирилло-Белозерский монастырь

Обратно, чтобы не повторять поездку по грейдеру между Вытегрой и Пудожем, мы пошли на Вытегру через Лодейное поле. Т.е. обошли Онегу с запада и юга. По пути заехали на водопад Кивач . Это было уже поздно ночью, и на фотографии почти ничего не видно. На ночевку остановились сразу за Кондапогой, в мотеле "Мираж". Вполне приемлимо. Двухместный номер - 550 рублей за сутки.
Мост через Свирь
Дорога Лодейное поле - Вытегра
На следующий день дошли до города Кириллов. Дорога между Подпорожьем и Вытегрой имеет достаточно много гравийных участков, так что ехали не быстро. Переночевали в гостинице Кириллова. Двухместный номер - 460 рублей в сутки. Утром погуляли по городу. Очень симпатично. Посетили Кирилло-Белозерский монастырь
Художественная рубка по дереву
Кирилло-Белозерский монастырь

Затем съездили в Ферапонтов монастырь 14 века, знаменитый фресками Дионисия. После чего поехали домой